Сроки подачи заявления в 1 класс: с 1 апреля до 30 июня — на детей, которые имеют внеочередное, первоочередное и преимущественное право зачисления, а также дети, которые живут на закрепленной территории (если подать заявление позже, то ребенка зачислят на общих основаниях на оставшиеся свободные места); с 6 июля до момента заполнения свободных мест (но не позже 5 сентября) — на детей, которые не живут на закрепленной территории.
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
- Подать электронное заявление
- Посетить школу с необходимыми документами
Что такое готовность ребенка к школе?
Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор (физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная), хотя уровень их развития может быть разными.
Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребёнок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребёнка к школе означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностно -социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребёнка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностно - социальная готовность
подразумевает следующее: ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально- волевая готовность ребёнка к школе предполагает: понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Интеллектуальная (познавательная) готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своём листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребёнок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
•Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги, вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисовано на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например: кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки. Речевая готовность ребёнка к школе предполагает сформированность звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелётных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 | Время 2 |
---|---|---|
Понедельник | 8.00 – 13.00 | |
Вторник | 8.00 – 13.00 | |
Среда | 14.30-17.30 | Укажите время |
Четверг | 14.30-17.30 | |
Пятница | 12.00-15.00 |
Зачисление в первый класс
Перейдите на сайт госуслуг и узнайте всю информацию.
Советы психолога родителям будущего первоклассника
Последнее «вольное» лето дошкольников может вызвать беспокойство и суматоху родителей по поводу предстоящего поступления детей в первый класс. Лето – небольшой срок, но за это время можно подготовить ребенка к благополучному переходу на новый жизненный этап. «Подготовить ребенка к школе» - это не значит выполнить всю программу первого класса! Готовность к школе – это, прежде всего, комплекс способностей и личностных характеристик ребенка.
Создайте положительное отношение к школе. Рассказывайте ребенку о том, как интересно было учиться, о любимом учителе, любимом уроке, друзьях. Выражайте радость по поводу того, что ваш ребенок идет в первый класс. Пусть ребенок с нетерпением ждет первое сентября!
Беседуйте с ребенком об окружающем мире, взаимоотношениях, чтобы у него сложилось понимание причин и следствий простейших жизненных явлений и событий. Спрашивайте его мнение. Просите рассказывать сказку или историю. При этом следите, что бы ребенок четко произносил слова, правильно строил предложения. Если есть необходимость, помогайте сформулировать мысль.
Читайте ребенку книжки или читайте вместе с ним.
Разучивайте с ним стихи, скороговорки, номера телефонов. Память также можно тренировать в игре. Разложите перед ребенком 7-8 предметов, дайте минутку на них посмотреть, а потом уберите какой-нибудь предмет или поменяйте местами. Ребенок должен ответить на вопрос «Что пропало?» или «Что изменилось?».
Развитию концентрации внимания хорошо способствуют игры-лабиринты, а так же задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Развивайте мелкую моторику: пусть ребенок лепит из пластилина, вырезает, делает аппликации, рисует, собирает конструкторы. Такие задания развивают интеллект ребенка.
Пусть ребенок играет в коллективные игры со сверстниками – это учит детей общаться, понимать правила, обязательные для всех, и подчиняться им.
Тренируйте самоконтроль у ребенка. Например, способность посидеть спокойно даже, если очень хочется подвигаться и поиграть.
Приучайте ребенка к строгому выполнению режима дня.
Разработайте четкую систему правил поведения для ребенка и неукоснительно придерживайтесь этих правил. Это приведет к осознанию ребенком, ЧТО можно, КОГДА можно, а когда НЕЛЬЗЯ, надо потерпеть.
Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер – «мозговой штурм» во второй половине августа не слишком эффективен;
Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными и длиться не более 35 минут. Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен;
Полезно играть в «школу», приглашая, нескольких детей, даже различного возраста, к участию в занятиях.
Настраивайте ребенка на получение интересных знаний, полезных навыков. Слова «оценка», «пятерка», «двойка» должны звучать, как можно реже. Получение отметки – это один из самых худших видов мотивации. Ребенок учится ради знаний!
Наберитесь терпения! Не требуйте от ребенка слишком много. Хвалите за те успехи, которые он уже сделал, и вместе осваивайте новое!
ПЯТЬ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Первый компонент – мотивационная готовность – включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задавать ребенку несколько вопросов типа: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?». Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового. Кроме того, можно предложить тест-игру для выявления его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности. Взрослый бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению. Начала предложений следующие: 1. Я стараюсь… 2. Я думаю о том, чтобы … 3. Я был (а) бы рад (а) … 4. Я надеюсь, что … 5. Я уверен, что …6. Я мечтаю … 7. Я хочу…
Если в результате этого теста обнаружилось, что перед поступлением в школу ребенок имеет о ней весьма приблизительные представления, что у него нет интереса к ней, стоит подумать о формировании у него мотивационной готовности.
Второй компонент – волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить и т. д.).
Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию ребенка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование.
Начать лучше с обучения работе по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их должно быть больше, чем нужно для конструирования, с тем, чтобы малыш научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты:
1. Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом – это означает, что он должен удерживать заданную вами цель.
2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, то есть иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
3. Осуществление программы возможно лишь в том случае, если маленький строитель сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции.
4.Но и это еще не залог правильной сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, то есть постоянно сверять полученные результаты с эталоном.
5.По окончании сборки, попросите ребенка проверить, насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если заметили, что малыш допускал ошибки на каком-либо этапе сборки, проанализируйте вместе с ним причины. Попросите ребенка внести необходимые исправления.
Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.
Качества, от которых зависит умение дошкольника вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к третьему компоненту – социально-психологической готовности к школе.
Четвертый компонент - очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность . Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выяснить, знает ли он, что такое «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли в отличии «вчера», «сегодня», «завтра». Также с помощью беседы, выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали и словесно его описывать. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения. Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, указав место на плане. Если он справляется с такими заданиями, значит его мышление соответствует норме.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
a)«Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. (для этого упражнения удобно использовать карточное лото).
b) Придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра «Говори наоборот», в которой взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: толстый – тонкий, горячий – холодный, огонь – вода;
c) Всевозможные головоломки, различные виды заданный с палочками или спичками.
Умение учиться – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.
На развитие слухового восприятия направлены следующие задания:
· угадать откуда идет звук;
· угадать предмет по звуку;
· составить рассказ по звукам, которые произносит ведущий;
· угадать, чей это голос, чьи шаги.
Ребенок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Как ты будешь это делать?», «Какие тебе предметы понадобятся?», «Как ты сделал – хорошо или плохо?», «Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?»
Как хвалить ребенка
Некоторые родители боятся хвалить ребенка, т.к. думают, что это его испортит. Такое мнение ошибочно. Ваше одобрение необходимо ребенку. Ощущение, что его ценят, его старания, его успехи заметили, наполняет ребенка радостью и энергией. Именно положительные эмоции наполняют человека энергией и энтузиазмом для выполнения деятельности. Похвала позволяет формировать поведение ребенка в нужном вам направлении. Но хвалить нужно правильно
1. Хвалите за конкретный поступок. «Мне очень приятно, что ты помыл посуду»
2. Говорите о малейших достижениях, если вы хотите улучшить какую-либо проблемную сферу деятельности или черту характера, «Сегодня ты меньше помарок сделал в упражнении», «Вот эта деталь очень аккуратно вырезана».
3. Похвала не должна быть дежурной, т.е. всегда и для всех случаев одинаковой. Придумывайте в каждой ситуации новые приятные и теплые слова для ребенка. .
4. Нельзя сравнивать с другими детьми. Это не справедливо, у других детей другие врожденные способности, другие условия жизни и воспитания. Сравнение с другими не мотивирует! не предает энергии! а только обижает и вызывает дух противоречия.
5. Прививайте ребенку такие черты, как трудолюбие, старательность, усидчивость, т.е. ребенок должен говорить себе «Я сделаю это так хорошо, насколько я смогу». А вот установки «Ты лучше всех! Ты самая красивая! Ты самый умный» действительно могут испортить ребенка, сделают его «зазнайкой», гордецом, эгоистом, что может серьезно испортить отношения со сверстниками. Кроме того, такие установки рано или поздно не проходят проверку реальностью и ребенок начинает чувствовать себя несчастным, неудачником, или всю жизнь, не зная покоя, доказывает другим, , что он «лучше всех».
6. А теплые любящие слова, такие как «Ты у меня молодец» или «Как хорошо, что ты есть» нужно говорить каждый день просто так, безо всяких особых причин. Тогда ребенку есть, что терять.
Рекомендации по общению с тревожными детьми
Тревожные дети воспринимают стрессовую ситуацию очень остро, могут реагировать паникой или впадать в ступор. Поэтому на них нельзя давить, угрожать или кричать – это их полностью дезорганизует.
Предъявляйте к таким детям умеренные требования. Часто именно нереалистично завышенные ожидания родителей создают почву для тревоги и неуверенности в себе.
Объяснения и требования должны быть четкими и не противоречивыми. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Такие дети нуждаются в поддержке и заботе. Обращайтесь к ребенку по имени, можно в уменьшительно-ласкательной форме, чаще используйте телесный контакт, интересуйтесь, все ли получается, при необходимости без упрека объясните дополнительно.
Повышайте самооценку и уверенность в себе у тревожных детей. Хвалите его даже за незначительные успехи. Не каждый способен стать отличником, но у каждого ребенка есть свой талант и каждое усилие должно быть оценено (тогда появится желание стараться).
Нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Если приходится наказать ребенка, не унижайте его.
Рекомендации по общению с агрессивными детьми
Агрессия нередко появляется у детей, когда что-то происходит не так, как они хотят, когда появляются трудности, ограничения или запреты. Причем она может быть направлена не только на того человека или те предметы, которые мешают достижению цели. Агрессия может быть смещена на других людей или другие вещи.
Если вы никак не будете реагировать на такое поведение, ваш ребенок примет это за молчаливое одобрение и будет продолжать портить вещи. Если вы будете строго наказывать его за агрессию, она тоже только усилится.
1. Предъявляйте к ребенку разумные требования. Конечно, вы понимаете, что нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами. Но вы можете давать ему ясно понять, чего вы хотите, настаивать на выполнении этого. Не забывайте и хвалить, поощрять сына, когда он справляется с этими задачами. Поддерживайте его, отмечайте его достижения: чувство защищенности и уверенность в родительской любви будут способствовать более успешному развитию ребенка.
2. Научите ребенка владеть собой, выражать свои отрицательные эмоции не с помощью криков, скандалов, драк и срывания агрессии на игрушках, а словами. Научите говорить о своих переживаниях, называть их: «я разозлился», «мне неприятно», «я расстроился» и т.п. Также предоставьте сыну возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Вместе подберите для него интересную спортивную секцию, организуйте для него и его друзей подвижные игры, длительные прогулки или походы. 3. Дайте понять, какие возможны последствия агрессии. Не заменяйте сразу сломанные ребенком вещи на новые. На время оставьте обломки, чтобы ребенок видел их. Как можно мягче скажите, что недовольны его поведением и сердитесь. Если ребенок сломает что-то в чужом доме, извинитесь перед хозяевами при ребенке и объясните ему, почему все не одобряют его поступок. 4. Следите за тем, на кого ориентируется ребенок. Если вы или ваш муж кричите на кого-то, ругаетесь, хлопаете дверьми, такие же привычки будут и у ребенка, но вы можете личным примером развить у ребенка и противоположные качества: сочувствие, сопереживание, стремление противостоять агрессии
Говорите только с ними спокойным тоном.
Дайте ему возможность высказать свои возражения (если конфликт серьезный, то лучше с глазу на глаз) – через слова гнев выходит.
ВНИМАТЕЛЬНО выслушайте, выразите понимание и предложите позицию наиболее выгодную для вас обоих.
Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликтной ситуации.