Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Малоярославец Малоярославецкого района Калужской области
О школе
История школы
1 сентября 2021 года Малоярославецкой средней школе №1 исполнилось 110 лет. Не каждая школа может гордиться такой продолжительной историей. Под разными номерами со дня своего учреждения первая школа ведет дело обучения и воспитания подрастающего поколения. А начиналось все в далеком 1911 г, когда в газете «Калужские губернские ведомости» 21 июля появилось сообщение: «С начала учебного 1911 – 1912 гг. в Малоярославце имеет быть частная женская гимназия Н.И.Корсак с полными правами, как для учащихся, так и для учащих…»
История самой первой средней школы города Малоярославца начинается с ее первого директора Надежды Ивановны Корсак. Надежда Ивановна родилась в 1871 году в г. Калуге в семье провизора земской аптеки. Окончив гимназию, она поступает в восьмой педагогический класс и заканчивает его с золотой медалью (свидетельство № 13467). По приезде в Малоярославец Надежда Ивановна сняла домик у купца Расторгуева. В 1907 г. Н.И.Корсак учредила в городе Малоярославце частную библиотеку, а через три года частную женскую гимназию, которая располагалась в съемном доме купцов Алексеевых. Надежда Ивановна была одаренным педагогом. В своей гимназии она на первых порах преподавала географию, историю, литературу, историю словесности.
Корсак Надежда Ивановна
В 1913 году женская гимназия начинает работать в доме по улице Дворянской, который был куплен городом специально для нее. Принимали в гимназию девочек 9 – 12 лет, которые должны были выдержать экзамены. Обучение длилось 7 лет. Плата за обучение была высокая – 45 рублей в год и обучаться в гимназии могли только девушки из обеспеченных горожан.
Старое здание женской гимназии
Надежда Ивановна собрала коллектив единомышленников, среди которых Николай Николаевич Ильин, Мария Дмитриевна Сосницкая, Елена Ивановна Женко, Татьяна Васильевна Челышева, Татьяна Александровна Леонтьева, Александр Ефимович Дмитриев и многие другие.
В первые годы существования гимназии формировалась концепция ее дальнейшего развития. Стало больше внимания уделяться самостоятельной работе учениц, написанию сочинений, рефератов. Ученицы принимали участие в выставках ученических работ по истории, рукоделию, рисованию, поделок из даров природы, вышиванию, плетению, вязанию.
До 1918 года гимназия сделала три выпуска: в 1916 году — 46 учениц, в 1917 году — 18 учениц и в 1918 году — 35 учениц. Декретом ВЦИК от 16 октября 1918 года «О единой трудовой школе» женской гимназии присваивается наименование «Единая трудовая школа второй ступени». Основой школы становится производительный творческий труд. В школе вводится совместное с мальчиками обучение. Мальчиков мужского реального училища имени Саввы Беляева присоединили к девочкам бывшей гимназии. Для дальнейшего углубления знаний вводились новые предметы: физика, химия, астрономия, иностранный язык и факультативы. Возглавил единую трудовую школу Васильев Николай Васильевич, преподаватель математики.
Памятник Савве Беляеву на фоне здания бывшего мужского реального училища
Школа продолжала традиции, заложенные еще в гимназии. Она оставалась центром культурно - просветительской работы. Учителя и учащиеся проводили большую работу с населением по ликвидации безграмотности не только в городе, но и в окрестных селах.
В 1922 году на базе школы создается педагогический техникум, студентами которого становятся выпускники школы. Н.В.Васильев переходит в него директором, а школой продолжает руководить Н.И.Корсак.
В 1930 году школа сделала последний выпуск из девятого класса и была переименована в фабрично-заводскую семилетнюю школу. С этого момента в школе утверждалась классно-урочная система. Вводился учет знаний учащихся, оценки знаний (баллы), экзамены, прекращалось издание рабочих книг, вместо них появились стабильные учебники. Словом, во многом пришлось возвратиться к накопленному опыту старой классической школы. Директором школы с 1930 года работала Степанюк Вера Максимовна, преподаватель истории, человек очень грамотный и эрудированный. Продолжали работать и старые гимназические учителя, которые стояли у истоков культурной революции. Основательница гимназии Н.И.Корсак по состоянию здоровья ушла с преподавательской деятельности и возглавила школьную библиотеку, которая состояла в основном из ее личных книг.
С 1913 по 1937 год в гимназии, а затем в первой школе трудилась Мария Дмитриевна Сосницкая. В трудное голодное время она вводила в мир прекрасного своих учеников: учила их литературе, устраивала литературно-музыкальные вечера, возила в театры, музеи, Третьяковскую галерею. В школе был прекрасный драматический кружок, его спектакли имели большую популярность. Кружковцы выступали не только в школе, но и в Доме культуры для горожан и тружеников села. Художественным оформлением занимались учителя Дмитриев Александр Ефимович и Потемкин Николай Иванович. Музыкальное сопровождение и хор готовил талантливый учитель и музыкант Владимир Валерианович Федоров.
Мария Дмитриевна любила свое дело и была предана ему всю жизнь. Ее ученики Гудков Илья Васильевич, Усанина Надежда Ивановна, Аксенова Ирина Андреевна посвятили себя преподаванию литературы, стали продолжателями дела любимой учительницы.
К учителям старой школы относится и пропагандист физической культуры Виталий Владимирович Забельский. Самозабвенно влюбленный в свой предмет, он умел на уроке увлечь всех, воспитал не одну плеяду спортсменов, отстаивавших честь школы на различных соревнованиях. Более 40 лет проработал в школе Александр Ефимович Дмитриев, талантливый художник, умный, добрый, деликатный человек. Он был безумно влюблен в Малоярославец с его удивительной природой и интереснейшей историей. Сколько поколений водил Александр Ефимович в Карижу, Спас-Загорье, Городню и по другим местам. Их плодотворная поисковая деятельность закончилась открытием первого в городе музея, ныне военно-исторический музей 1812 года. «Как много он знал, как мог увлечь других, как умудрялся почти на каждом уроке сообщить что-то новое, еще неизвестное ребятам, за что ему искреннее спасибо», - вспоминала его ученица, а в последствии директор средней школы №1 Усанина Надежда Ивановна.
С 1936 года школа начинает выпускать учащихся из 10 класса, то есть становится средней. Их было 16 первых десятиклассников. С тех пор школа сделала 73 выпусков из 10 – 11 классов. Это более 7 тысяч человек.
В 30 – 40 годы школе пришлось пережить тяжелые времена сталинских репрессий. Сюда в Малоярославец, за 101-й километр отправляли осужденных людей, отбывших сроки заключения. Среди них были и учителя: Елена Вацлавовна Воеводская, преподаватель математики, Елена Львовна Маркович – библиотекарь, Нина Валентиновна Всесвятская, учитель русского языка и литературы и многие другие. А вместе с ними и дети репрессированных родителей. Первая школа гордится тем, что среди них были и дети Нины Валентиновны Всесвятской: Ким Алина Черсановна, золотая медалистка, в последствии ставшая кандидатом медицинских наук и Ким Юлий Черсанович, пошедший по стопам мамы, ставший учителем русского языка и литературы. Сегодня его чаще называют поэтом, писателем, бардом, композитором.
Поэт Ким Юлий Черсанович
Школа, по-прежнему, оставалась верна своим принципам и традициям. Она была местом, куда детей тянуло, увлекало, будоражило. В отношениях с учениками утверждались принципы самоуправления, гласности, сочетания индивидуальной и коллективной работы, обеспечивалось разнообразие видов деятельности. Хорошо были организованы кружковые занятия и внеклассные мероприятия. Особая история – пионерская работа. В 1923 году в единой трудовой второй ступени школе был организован первый пионерский отряд. Первым вожатым стал Тимофей Волков.
Пионерская дружина была самой крупной в районе. Пионеры использовали интересные формы работы: пионерские слеты и сборы, переписка с пионерами городов побратимов, изучение прошлого и настоящего различных уголков страны, соревнования по сбору металлолома и макулатуры.
В 1935 году старшим пионервожатым стал Александр Сергеевич Добров, выпускник первой школы. Он пришел в школу по путевке райкома комсомола. В 1938 году Александра Сергеевича призвали в ряды Красной Армии. С этого момента вся его жизнь будет связана с военным делом. Он пройдет всю войну, будет неоднократно ранен, освобождал свой город от немецко-фашистских оккупантов, участвовал в освобождении Румынии, Венгрии и Австрии.
После окончания Великой Отечественной войны полковник запаса не утратит связи с родной школой. Он будет постоянным участником многих школьных мероприятий и праздников, продолжая, таким образом, школьные традиции по патриотическому воспитанию школьников.
Интересную творческую жизнь школы прервала война. Ушли на фронт учителя и ученики. В 1941 году первую школу закончили 57 выпускников из 10 «А» и 10 «Б» классов. Их них 25 юношей в разное время ушли воевать. Погиб каждый третий. Имена погибших высечены на мемориальной доске на стенах родной школы. Первый в списке Анохин Иван. Он жил в районе кирпичного завода, хорошо учился, лучше всех решал задачи, мечтал стать авиатором… Мужественную Ольгу Колесникову, разведчицу, связную партизанского отряда, замучили фашисты в стенах родной школы, где размещались комендатура и гестапо. Им, как и другим пятидесяти не суждено было вернуться с той войны, но память о них жива.
В период оккупации города с 18 октября 1941 по 2 января 1942 гг. немцы сожгли три школьных здания. Единственная в районе средняя школа осталась без помещения. После освобождения города учебная деятельность возобновилась. Директором первой школы был назначен Г.Я.Линер (В.М.Степанюк находилась в эвакуации). Школа продолжала работать в приспособленных помещениях: в парткабинете, монастыре, аптеке, частных домах. И хотя заниматься приходилось в холодных помещениях, подчас без электричества, при отсутствии учебников и тетрадей большинство учащихся учились хорошо. Учителя военных лет – Александра Ивановна Маркевич, Мария Сергеевна Соколова, Доминика Кирилловна Кузьмина и многие другие давали учащимся глубокие знания. Весной 1944 года, несмотря на продолжавшуюся войну, в школе состоялся первый послевоенный выпуск.
Вернувшаяся из эвакуации Вера Максимовна, «засучив рукава» начинает восстановление здания первой школы. После уроков учителя, ученики, родители выполняли посильную работу, подносили каменщикам раствор, кирпичи. Усилиями многих жителей города здание средней школы №1 было восстановлено к 1950 году.
Восстановленное после войны здание женской гимназии
Вера Максимовна Степанюк проработала директором школы до 1955 года. Она удостоена высокого звания «Заслуженный учитель РСФСР». «Где бы ни работала Вера Максимовна, она всегда скромно и честно выполняла свой долг педагога и коммуниста, всегда помнила об интересах Родины и всегда думала и заботилась о людях, независимо от того, были ли это учащиеся, педагоги, уборщицы или рабочие»,- вспоминал о ней Анатолий Эрнестович Бауэр, писатель, краевед, основатель музея боевой Славы при Доме пионеров.
В разные годы директорами средней школы №1 были: с 1955 по 1961 год - Смирнов Григорий Константинович, с 1961 по 1975 – Усанина Надежда Ивановна, с 1975 по 1976 – Жуков Михаил Васильевич, с 1976 по 1983 – Вершинина Нина Александровна, с 1983 по 1986 – Абрашина Галина Ивановна, с 1986 по 1991 – Петров Александр Алексеевич, с 1991 по 1995 – Устинова Валентина Валентиновна, с 1995 г. по настоящее время директором является Пронченко Раиса Георгиевна.
В 50-60 годы школа переходит к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию. 24 декабря 1958 года был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования», согласно которому в школе вводились уроки общественно-полезного производительного труда. Большое количество учеников прошли школу трудовой подготовки, освоили многие рабочие специальности.
Жуков Михаил Васильевич, директор школы в 1975-1976 гг., участник Великой Отечественной войны, фронтовик-разведчик
В 70-е годы старое здание первой школы стало тесноватым для всех желающих обучаться в ней. Недостаточность классных комнат, слабая материально-техническая база уже не отвечали современным требованиям. В 1976 году будет начато строительство нового здания для первой школы. Однако школу введут в действие только через 10 лет.
В 1986 году новая школа распахнула двери для учащихся теперь уже двух учебных заведений: средней школы №1 и восьмилетней школы №5 (бывшей 131 школы, что размещалась в старом здании мужского реального училища им. С. Беляева). Педагогический коллектив первой школы пополнился замечательными педагогами, среди которых Горбатова З.В., Акимова С.Г., Анищенко Г.М., Голубчикова Н.М., Зиновьева В.К., Зуева Т.С., Бутенкова Г.Н., Кутузова Т.М., Дурягина О.М. и многие другие.
Современное здание школы
В 70 – 80 годы школа сумела достичь определенных успехов в разумном сочетании лучших традиций первых лет ее организации, времени ее молодости и развития, с поиском и внедрением эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся в изменяющихся социально-экономических условиях. В школе практикуются углубленное изучение отдельных предметов: русский язык, математика, физика, иностранный язык и другие. На протяжения ряда лет учителями-новаторами были Смоленская Вера Ивановна, Ким Сергей Баунович, Саковец Тамара Иосифовна, Музалевский Сергей Семенович, Ковалева Мария Яковлевна, Якушева Софья Антоновна, Горюшкина Анастасия Георгиевна и многие другие. Прекрасным организатором внеклассной работы в школе была Алексеева Валентина Александровна, бывшая выпускница этой школы. Валентина Александровна долгие годы по крупицам собирала материалы по истории школы. В 2001 году в школе открылся музей истории школы, в который огромное количество фотографий, документов, альбомов, собранных Валентиной Александровной, передали ее дочери.
В 90-е годы школа, как и вся страна, переживала трудные времена. Но она не остановилась в своем развитии, по-прежнему находится в постоянном поиске. Многие учителя ушли на пенсию, их место заняли молодые педагоги. Они продолжают традиции школы, решают проблемы тесного соединения обучения и воспитания, помогают каждому ученику определиться в сегодняшнем мире.
ХХI век принес большие изменения в школу. Начало 2000-х можно назвать периодом возрождения школы №1. Укрепляется материальная база школы, обучение ведется по новым современным технологиям. Коллектив школы в 2008 году стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. На базе школы проводятся районные методические семинары, учителями даются открытие уроки. В школе издается газета, работает ученический парламент, ученики показывают хорошие знания на районных и областных олимпиадах школьников, принимают участие в различных конкурсах и смотрах. В школе создано Научное общество учеников, проводятся ежегодные научно-практические конференции.
Достижения учащихся школы
15 сентября 2017 года на новом здании школы появилась памятная доска Герою Советского Союза выпускнику школы пограничнику Василию Петрову.
Памятная доска Герою Советского Союза Василию Петрову
27 марта 2019 года в школе состоялись первые "Мархининские чтения", посвященные пропаганде и популяризации трудов выпускника школы Евгения Константиновича Мархинина. Евгений Константинович Мархинин - академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук, профессор, фронтовик, заслуженный деятель науки РФ, член Союза российских писателей. Руководил Камчатской вулканостанцией, экспедициями по изучению вулканов Камчатки и Курильских островов. Основатель научного направления "биовулканология". Автор множества монографий и книг.
Академик Мархинин Евгений Константинович
Добросовестные, трудолюбивые учителя вырастили и выпустили более двухсот золотых медалистов - честь и слава нашей школы. Среди выпускников школы писатели, поэты, ученые, военные, государственные служащие, врачи и музыканты, артисты и учителя. Школа постоянно наполнена жизнью. Стремительная школьная жизнь увлекает в мир прекрасного, в мир знаний. Ежедневно рождаются новые идеи и начинается трудный путь претворения их в жизнь.
Гордость школы
Школа чтит свои традиции, они придают ей надежность и прочность, определяют свой стиль, свое лицо. Совсем немного времени остается до традиционной встречи выпускников разных лет. И снова, как когда-то, в стенах родной школы соберутся ее дети и, совсем не важно, сколько им лет… Важно то, что им хочется в школу, что их сюда тянет, восхищает и переполняет чувство сопричастности с чем-то родным.
От всех от нас нижайший вам поклон.
Вы все от школы заслужили славу!
Нам ваших никогда не позабыть имен
И к нам на встречу приглашаем Вас по праву!
Образование и формы обучения
разовательная программа | Уровень образования | Срок действия аккредитации (тип аккредитации) |
Формы обучения | Нормативный срок обучения | Язык обучения | Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практика | Использование при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
ООП НОО | Начальное общее образование | 02 апреля 2024 года (GO) | Очная | 4 года + 1 год для обучающихся с ОВЗ | русский | Начальные классы |
ООП ООО | Основное общее образование | 02 апреля 2024 года (GO) | Очная | 5 лет + 1 год для обучающихся с ОВЗ | русский | Математика Основы безопасности жизнедеятельности История Обществознание Родной русский язык Технология Физическая культура Родная литература Алгебра География Биология Русский язык Основы духовно-нравственной культуры народов России Химия Литература Информатика Иностранный язык Музыка Физика Геометрия Изобразительное искусство |
- |
ООП СОО | Среднее общее образование | 02 апреля 2024 года (GO) | Очная | 2 года | русский | Физика Физическая культура Математика Информатика География История Биология Астрономия Русский язык Естествознание Обществознание ОБЖ Право Химия Родной русский язык Иностранный язык Литература |
Программа развития
Программа развития МОУ СОШ №1г. Малоярославца Калужской области на 2017-2021 гг. «УСПЕХ» («Школа успешного гражданина»).
Цель программы Реализация в образовательном пространстве школы основных мероприятий модернизации образования и создание условий для повышения качества и доступности общего и дополнительного образования. Обеспечение условий становления конкурентоспособной личности, владеющей развитыми ключевыми компетентностями, способной к инновационной деятельности на благо своей страны и семьи
Задачи программы
1. Отработка модели выпускника школы как саморазвивающейся интеллектуально-творческой и духовнонравственной личности.
2. Разработка модели образовательной деятельности школы в соответствии с моделью выпускника.
3. Создание педагогических (содержательных), организационных, финансовых условий для развития доступного качественного универсального образования, включающего общее образование, профильную подготовку, дополнительное и воспитательное содержание.
4. Обеспечение вертикальной преемственности начального, основного, среднего образования в контексте формирования компетентной личности через выполнение учащимися основных социокультурных функций при получении начального, основного и среднего образования
5. Приведение содержания образования, технологий, методов и форм обучения в соответствие с требованиями компетентностного подхода.
6. Обеспечение профильной подготовки в области физикоматематических, естественнонаучных, гуманитарных дисциплин, исходя из личностного и профессионального самоопределения школьника.
7. Отработка горизонтальной преемственности содержания основной образовательной программы с дополнительными, профильными, коррекционными образовательными программами, а также обеспечение интеграции общего и дополнительного образования.
8. Функционирование системы исследовательской деятельности учащихся по «вертикали» и горизонтали: начальная школа — среднее звено — профильная школа; общее образование — профильное — дополнительное.
9. Разработка и реализация целевых воспитательных программ, нацеленных на формирование ценностных ориентаций личности учащихся, их духовности, активной социальной позиции, личностное и профессиональное самоопределение.
10. Использование возможностей пространства школы для успешной социализации школьников, расширения социальных и культурных контактов учащихся, сотрудничества и сотворчества детей и взрослых.
11. Введение в действие системы мер по поддержке одаренных детей и эффективно работающих педагогов.
12. Развитие информатизации системы образования.
13. Разработка и внедрение программы коррекции и поддержки здоровья учащихся и педагогов в условиях напряженной интеллектуальной и творческой деятельности, программы поддерживающей психотерапии для одаренных детей
Принципы программы
1. Принцип гуманизации образования, под которым мы понимаем процесс развития системы образования, направленный и ориентированный на реализацию интересов и ценностей личности с учетом ее запросов и потребностей.
2. Принцип сотрудничества предполагает консолидацию возможностей всех участников образования как социальных партнеров, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия их потенциалов, подчинение интересов партнеров целям совершенствования школьного образования и достижения результативности общего среднего образования.
3. Принцип саморазвития, который определяет уровень самодостаточности системы школьного образования, наличие внутренних источников ее роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе
Сроки и этапы реализации программы I этап — 2017-2018 гг. II этап — 2019-2020 гг. III этап — 2021 г.
Направления реализации программных мероприятий
1. Нормативно-правовое, организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение развития качественного образования.
2. Профильное изучение предметов.
3. Апробация и внедрение в обучения современных образовательных технологий.
4. Создание условий для осознанного выбора педагогами школы индивидуальной профессиональной траектории и путей саморазвития.
5. Укрепление кадрового потенциала школы через систему обучающих семинаров для молодых специалистов, формирование мотивации и готовности педагогического коллектива к творческой поисковой работе.
6. Поддержка талантливых учителей и инициативной творческой молодежи.
7. Развитие системы работы с одаренными учащимися.
8. Интеграция общего и дополнительного образования.
9. Создание комплексной службы по медикопсихологическому и социально-педагогическому сопровождению образовательной деятельности, координирующей деятельность педагогов, администрации школы, родителей, общественных, медицинских, социальных организаций по здоровьесбережению и формированию здорового образа жизни.
10. Совершенствование содержания воспитательной работы в школе.
11. Развитие общественного участия в управлении образовательной деятельностью школы.
Перечень подпрограмм
1. Подпрограмма «Урочная и внеурочная деятельность» — обеспечение реализации ФГОС при получении начального, основного и среднего образования на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.
2. Подпрограмма «Социализация» — обеспечение процессов воспитания, социализации, дополнительного образования личности, обеспечение координации с семьей как важнейшим социальным институтом воспитания детей.
3. Подпрограмма «Профессионал» — обеспечение эффективного управления инновационным образовательным учреждением, создание комфортных условий для реализации творческого потенциала учителя, повышения качества и престижности его профессиональной деятельности, развитие исследовательской и медиа компетентностей учителя.
4. Подпрограмма «Единое информационное пространство» — обеспечение перехода на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, создание единого информационного пространства школы для повышения качества образования.
5. Подпрограмма «Хотим быть здоровыми» — создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного.
Ожидаемые конечные результаты программы
В результате реализации программы будут созданы условия для выполнения основных мероприятий модернизации образования и условия для повышения качества и доступности общего образования: •повышение уровня развития ключевых компетентностей школьников; •освоение обучающимися новых информационных и коммуникационных технологий; • совершенствование системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов для реализации индивидуальных образовательных потребностей выпускников; •повышение профессиональной мотивации и компетентности административных и педагогических кадров; •повышение эффективности расходования средств Система контроля исполнения программы •Представление ежегодных отчетов учредителю и педагогическому совету по выполнению основных мероприятий программы и достижению индикативных показателей эффективности ее исполнения. •Обсуждение промежуточных результатов реализации программы на заседаниях педагогического и методического советов